Данный сайт продается. По всем вопросам писать на verstalschik(@)thejournal.ru

TheJournal.ru: eika: Искусство эпохи меровингов

TheJournal.ru

журналы сетевых обитателей
 

eika: «Искусство эпохи меровингов»



   23.09.2014 17:35

Мерови́ нги (фр. Mé rovingiens, нем. Merowinger или Merovinger) — первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре (Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I) .
Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. reges criniti) . С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью (примером тому может служить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод) .
Из многих королевств, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, наиболее жизнеспособным оказалось франкское. Его культура сыграла важную роль в период сложения и развития западноевропейского искусства раннего средневековья. Занимая землю, принадлежавшую римскому государству, франки не отнимали ее ни у местных жителей, ни у церкви. Прежние тяжелые налоги натурой фактически не собирались. Естественно поэтому, что население поддерживало франков. В дальнейшем родовые связи франкских племен быстро разрушились, и их родовая община превратилась в соседскую. Вместе с тем росло и имущественное расслоение среди свободных. Ему способствовала конфискация бывших римских государственных земель и поместий так называемых «бунтовщиков». ЭТИ земли становились собственностью короля; по словам Энгельса) «они расточались так же быстро, как росли, на дарение церкви и частным лицам — франкам и романам, дружинникам короля (антрустирнам) или каким-нибудь другим его любимцам».
В 496 г. король франков Хлодвиг, который был раньше лишь одним из племенных вождей, принял, христианство, так как ему важно было опереться в своих завоеваниях на галло-римское духовенство. Хлодвигу удалось объединить под своей властью все земли, захваченные франками, и стать первым королем. Однако после его смерти власть его наследников сохранялась лишь формально, франкское государство стало дробиться, и местные вожди вели ожесточенную междоусобную борьбу, не останавливаясь перед применением самых жестоких и коварных средств. Культура пала настолько, что грамотные люди встречались редко даже среди высшего духовенства. Тем не менее франкское государство сохранилось, пережив этот период внутреннего распада.
В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах, еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Довольно высоко была развита техника обработки металлов, которая восходила еще к дохристианским временам и была примерно одинаковой у франков и у других народов германского происхождения.
Почти единственным образцом для возникавшей архитектуры франкского государства служили базилики, однако их стиль по сравнению с позднеримскими меняется. В 470 г. была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии. Внутренность церкви украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени. На основании письменных документов установлено, что абсиду в восточной части окружала арочная галлерея на колоннах, в чем, может «быть, можно видеть прообраз позднейшего хора с обходом.
В 7—8 вв. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж) . Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви, и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
От меровингских времен сохранились крипты (например, крипта в Жуарре; илл. 165) . Это небольшие и тесные помещения с колоннами, имеющими плоско трактованные капители, прообразами для которых служили римские капители коринфского или композитного ордера. В крипте Сен Лоран в Гренобле встречается древнейшее во Франции перекрытие цилиндрическим сводом, тогда как абсида перекрыта полукуполом, состоящим из трех распалубок.
Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье Сил л. 166) . Баптистерий в Пуатье, несмотря на малые-размеры и примитивность техники, построен еще в духе античной традиции.
В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами. Главнейшие скрипторип существовали при монастырях Луксейль, Флери (впоследствии Сен Бенуа сюр Луар) и Корби.
Украшение рукописей носит орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют несколько стилизованные рыбы, птицы, животные, реже человеческие фигуры.
Наряду с инициалами внимание художников сосредоточивалось на фронтисписах, где главную роль играют большие декоративные кресты, венки и аркады. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г.) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в.) .
В меровингских рукописях встречаются изобразительные мотивы — птицы вокруг райского дерева, Мария в восточной одежде, с крестом и кадилом в руках, распятие, летящие ангелы и т. д. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста. Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Трактовка фигур примитивна. Раскраска изображений условна. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым.
Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7—8 вв.) , также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Связь с рельефами на стелах провинциального галло-римского искусства выступает иногда достаточно явно. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в.) , на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Параллельно с каменными рельефами были распространены рельефы из обожженной глины, предварительно оттиснутые в форме и пройденные резцом. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции; такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.

Наиболее сильно франкское влияние сказалось в произведениях декоративно-прикладного искусства — различные формы фибул (застежек) , лошадиной упряжи и оружия, украшенных геометрическим и звериным орнаментом.. Черты звериного и геометрического стиля сливались с позднеантичными мотивами. Распространена была плоскорельефная резьба по камню (саркофаги) , рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато отделанного золотыми и серебряными вставками и многоцветными драгоценными камнями. Характерны фибулы, поясные пряжки, детали конской упряжи.

Оценка посетителями: +4



eika
http://s017.radikal.ru/i406/1409 /a2/7e2819e292e9.png
http://i072.radikal.ru/1409/8a/e b1523a1bf0e.png
http://i021.radikal.ru/1409/ff/7 cff313b3214.png
http://i072.radikal.ru/1409/36/3 85767ef011d.png

23.09.2014 17:37. Ответы: марсианский кролик, марсианский кролик, divan

марсианский кролик
eika, ещё картиночкии: )
1
2
3

23.09.2014 21:07

марсианский кролик
eika, http://fotki.yandex.ru/users/res urs3sergiy/album/64105/
23.09.2014 21:30

марсианский кролик
1
2
http://www.metmuseum.org/toah/hi /hi_merovingian.htm

23.09.2014 21:42

divan
eika, давай что нибудь по легче!
23.09.2014 21:42. Ответы: марсианский кролик

марсианский кролик
divan, так полегче? : )
23.09.2014 22:42

eika
спасибо спасибо
24.09.2014 12:53

Алхимик
Спасибо, познавательно очень: )
А можно ещё и источники?

28.09.2014 22:50. Ответы: марсианский кролик

марсианский кролик
Алхимик, А можно ещё и источники?
http://tinyurl.com/kwtqb8s: )

28.09.2014 22:57. Ответы: Алхимик

Алхимик
марсианский кролик, не ещё источники, а ещё и источники откуда инфа взята.
: )

01.10.2014 14:15. Ответы: марсианский кролик

марсианский кролик
Алхимик, Может быть отсюда> http://www.bibliotekar.ru/Iskuss 1/26.htm: ) … но возможны варианты> http://tinyurl.com/khtjcdc
01.10.2014 17:35

eika
господи, какая разница откуда? не для диссертации же
01.10.2014 20:23. Ответы: марсианский кролик

марсианский кролик
eika, какая разница
Большая: ))



01.10.2014 21:43. Ответы: eika

eika
марсианский кролик, рукалицо
02.10.2014 04:11. Ответы: марсианский кролик

марсианский кролик
eika, : )
02.10.2014 05:50. Ответы:

Аноним
марсианский кролик, сходи покакай…
02.10.2014 07:41


Оставь свой комментарий
Имя:  Запомнить 
Почта:  Запомнить 
Пароль:  Запомнить 
Получать на e-mail сообщения из этой темы 
Сообщение:

Правила и возможности журнала:
  1. Не используйте нецензурные слова, а то будете получать по губам.
  2. Запрещены личностные оскорбления в грубой форме в адрес пишущих здесь.
  3. Обязательным к заполнению являются поля 'Имя' и 'Сообщение', остальные поля заполняются по желанию.
  4. Регистрация участника форума происходит автоматически при вводе полей 'Имя' и 'Пароль'.
  5. Во избежание несанкционированных рассылок (спама), указанный e-mail не публикуется.
  6. Если вы хотите ответить на какое-либо сообщение, то отметьте его.
  7. Пользователям, указавшим e-mail, будут присылаться уведомления о сообщениях для него.
  8. Написать письмо одному из участников обсуждения (если он указал при регистрации свой e-mail) можно по ссылке его имени.
Выделенный сервер, аренда серверов, дешевые сервера, купить сервер, хостинг сервера

Анкета

Имя: ei

Дислокация: Ljusalfheim

Интересы: Жизнь, Любовь



Мои друзья

Алхимик


Интересные люди

Фриц


Интересные записи

Алхимик: 01. 06. 15Алхимик: Для истории ’15Алхимик: Упущенное’14Алхимик: Первый снег’14Алхимик: Напоминания


Внимание

Всем! Всем! Всем живым журналистам! Объединяйтесь в союзы для ведения общих тем. Подробности на сайте TheUnity.ru


Сыграем?

Маджонг Кристаллы
Линии Калейдоскоп
Коллекционер Пузыри




По организационным вопросам обращайтесь к Главному редактору
По техническим вопросам обращайтесь к Верстальщику
Мобильная версия wap.thejournal.ru
Экспорт в RSS 2.0